От инновационных процессов гимназии к созданию эффективной модели лидера
О. А. Тигина, директор гимназии №122
Эти строки сочинили выпускники гимназии №122 2008 года, в них в незамысловатой форме раскрываются основные принципы деятельностного метода «Школа 2000…». И это не случайно: в течение 10 лет нынешние выпускники учились по системе деятельностного метода «Школа 2000…», автор которой Л. Г. Петерсон трижды лично присутствовала на уроках математики в начальной школе и среднем звене у этих учеников.
Именно с 1998 года, десять лет назад, наша гимназия стала экспериментальной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...» АПКиППРО МО РФ. По завершении эксперимента с 2006 года гимназия №122 - базовая площадка Управления образования г. Казани по внедрению системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...». В 2005 году была разработана Программа развития гимназии на 2006-2010 годы «Развитие творческой активности учащихся на основе реализации дидактической системы деятельностного метода», удостоенная гранта ПНПО. Это направление гармонично вписалось в образовательное пространство гимназии, имеющей стабильный высококвалифицированный коллектив учителей, высокое качество успеваемости учащихся, стройную систему воспитательной работы, имеющей богатые традиции по развитию творческой активности учащихся в педагогическом процессе. Важно, что ДСДМ позволила нам не только сохранить опыт работы педагогического коллектива гимназии в этом направлении, накопленный за многие годы, но и внедрять в практику достижения психолого-педагогических теорий развивающего обучения, современные информационные технологии. Были определены 3 этапа реализации программы
I этап - запуск механизмов адаптации дидактической системы деятельностного метода в гимназии (2006 год). Цель этапа - мотивация педагогического коллектива к инновационной работе по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». На этом этапе было достигнуто следующее: рост профессиональной компетенции учителей начальной школы и математики, прошедших специальную подготовку по освоению ДСДМ, удовлетворенность педагогов трудом, развитие творческой активности учащихся, стабильность результатов, обучения в начальной школе и в среднем звене. Реализовалась главная цель: мотивация педагогического коллектива к инновационной работе по освоению ДСДМ «Школа 2000…».Использование деятельностной технологии в Школе развития значительно повысило уровень готовности дошкольников к обучению в гимназии. Доказательством эффективности предшкольной подготовки являются результаты психологической оценки адаптации в 1-х классах в начале 2-й четверти 2007-08 учебного года. Только 3 из 108 первоклассников показали средний или высокий уровень выраженности симптомов дезадаптации по двум-четырем из 12 критериев. Это говорит о психологической готовности дошкольников к обучению и об очень высоком уровне адаптации наших первоклассников.
Выборочная диагностика мотивации к учебной деятельности выявила тенденцию повышения внутренней мотивации. До работы в технологии ДМ внешние мотивы учебной деятельности преобладали, и они больше исходили от педагогов, родителей, коллектива класса, чаще имели форму требований, указаний, понуканий, принуждений. Как следствие – они нередко встречали внутреннее сопротивление личности. В деятельностной технологии ученик – субъект деятельности. Здесь он сам учится самоопределяться, включаться в деятельность, решать возникающие затруднения, делать самостоятельные открытия, анализировать и оценивать свою деятельность. Это развивает истинный источник мотивации, который находится внутри субъекта деятельности. Дидактическая система деятельностного метода позволяет использовать инновационные методы, развивающие творческую активность учащихся, уже вошедшие в практику работы учителей гимназии. Реализация Программы развития гимназии, получение гранта ПНПО позволили практически всем учителям гимназии овладеть навыками работы на ПК, проводить уроки в прекрасно оборудованных кабинетах, создавать банк информационной поддержки урочной и внеурочной деятельности. Дидактическая система деятельностного метода позволяет осуществлять полноценный мониторинг результатов обучения с использованием компьютерной программы-эксперта в начальной школе, разрешает целый комплекс противоречий, связанных с существующей системой оценивания учебной деятельности школьников. Данные полноценного мониторинга результатов обучения по математике говорят о том, что обеспечение преемственности на учебно-методическом, содержательном и технологическом уровнях между образовательными звеньями гимназии Школа развития – начальное – среднее звено на основе использования преемственных программ, УМК и ТДМ «Школа 2000…» обеспечивает стабильность качества успеваемости и повышение уровня деятельностных способностей. Полноценный мониторинг результатов обучения с использованием компьютерной программы-эксперта в начальной школе привлекает все большее внимание родителей и укрепляет веру в результативность и прогрессивность технологии деятельностного метода.
Деятельностный метод формирует все необходимые компоненты развития: креативность (творческие способности); критическое, дивергентное и продуктивное мышление; исследовательские навыки; социальный интеллект и пр. II этап – практический. Развитие образовательной системы гимназии на основе использования дидактической системы деятельностного метода (2007-2008 годы). Цель этапа - адаптация дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». Главные цели данного периода инновационной работы реализованы: 100% педагогов начальных классов и 52% педагогов среднего и старшего звена мотивированы на реализацию дидактической системы деятельностного метода; дидактическая система успешно адаптировалась в условиях гимназии. Решается задача апробации дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» на преподавание ряда предметов начального, среднего, старшего звена и организацию внеурочной деятельности с учащимися: в начальной школе – на преподавание русского и татарского языков, литературного чтения, информатики, риторики, окружающего мира, работу отделений Школы Ученого Зайца, в среднем звене – на преподавание русского, татарского, английского языков, биологии, физики, в старшем звене – татарского, английского языков. Новый этап в освоении системно-деятельностной педагогики сопровождается работой по трансляции технологии деятельностного метода на преподавание предметов гуманитарного и естественно-математического циклов в среднем и старшем звене. Особенно важен этот аспект работы для учителей начальных классов, работавших серьезно над освоением технологией деятельностного метода на протяжении последних пяти лет: открывается возможность работы по освоению деятельностного метода в масштабе всего коллектива, следовательно, это уже огромный шаг вперед в реализации преемственности между начальным и средним звеньями на технологическом уровне. Работа по реализации Программы развития гимназии позволяет включать в результативную деятельность педагогов с целью раскрытия их потенциальных возможностей. Важным индикатором работы в инновационном режиме является активизация научно-методической деятельности каждого учителя. Работа по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» изменяет педагогов, которые живут с ощущением движения к успеху. Одни работают в творческих парах по освоению и реализации дидактической системы деятельностного метода, изучают теоретические основы курса математики Л.Г. Петерсон. Другие постигают секреты конструирования урока по дидактической системе деятельностного метода. Третьи в полной мере реализуют технологию на уроках математики, учатся транслировать ее на преподавание других предметов и организацию внеклассной деятельности, делятся опытом с коллегами через активное участие в конференциях и семинарах, которые проходят на базе гимназии.
Решается задача апробации дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» на преподавание ряда предметов начального, среднего, старшего звена и организацию внеурочной деятельности с учащимися: в начальной школе – на преподавание русского и татарского языков, литературного чтения, информатики, риторики, окружающего мира, работу отделений Школы Ученого Зайца, в среднем звене – на преподавание русского, татарского, английского языков, биологии, физики, в старшем звене – татарского, английского языков. Работа коллектива по освоению ДСДМ мощно стимулирует повышение качества кадровых ресурсов. Мониторинг качества кадровых ресурсов показывает положительную динамику курсовой переподготовки учителей, образовательного, квалификационного и профессионального уровней педагогов. Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предполагает использование электронных средств обучения, так как разработана с возможностью ее использования в информационных технологиях. Работа по инновационной программе и реализация ДСДМ стимулирует учителей на овладение навыками работы на персональном компьютере. Реализация Программы развития гимназии, получение гранта ПНПО позволили практически всем учителям гимназии овладеть навыками работы на ПК, проводить уроки в прекрасно оборудованных кабинетах: начального обучения, предметных, новых информационных технологий. В гимназии 14 медиапроекторов, 8 интерактивных досок, 2 компьютерных класса и 1 кабинет информационных технологий для проведения уроков по любому предмету в 1-11 классах). Практически во всех учебных кабинетах есть компьютер. Большинство учителей используют в работе компьютерные технологии, создают авторские презентации, используют в работе мультимедийное оборудование, создают банк информационной поддержки урочной и внеурочной деятельности.
Анализ показывает, что в ходе освоения ДСДМ каждый педагог осознает положительную динамику в своей профессиональной деятельности, понимает собственную востребованность. По данным самодиагностики, проведенной в гимназии, 88% учителей считает самыми важными для них в педагогической работе чувство собственной необходимости. Включение педагогов в результативное поле деятельности, позволяющее ощутить свою значимость, востребованность – важный аспект инновационной работы по реализации системно-деятельностной педагогики, позволяющей повышать качество кадровых ресурсов. За 2006-2007годы 25% членов коллектива прошли углубленные курсы в Центре системно-деятельностной педагогики АПКиППРО РФ (г. Москва) «Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» на уроках разной целевой направленности. Таким образом, благодаря полученным средствам по гранту ПНПО учителя и руководители имеют возможность общаться с сотрудниками ЦСДП «Школа 2000…», постигать основы деятельностной педагогики, учиться конструировать уроки и внеклассные мероприятия в соответствии с разработанными Центром требованиями, управлять инновационным процессом. Повышению мотивации коллектива на овладение технологией деятельностного метода способствует создание администрацией дополнительных условий реализации инновационного проекта за счет внебюджетных средств. Так, .в марте 2008 года проведен трехдневный обучающий семинар-практикум «Реализация ДСДМ «Школа 2000…» учителями - предметниками» на основе договора с ЦСДП АПКРО РФ (преподаватель: методист Центра системно-деятельностной педагогики АПКиППРО РФ, руководитель Отдела ДМО ГЦРО г. Ярославля Т.В.Текнеджян). Семинар-практикум помог актуализировать знания о дидактической системе деятельностного метода, о структуре урока открытия нового знания, расширил представления учителей о целях, задачах, механизмах реализации ДСДМ. Главный итог - сформированный уровень мотивации «Принимаю», «Принимаю и хочу».(См. диаграмму «Готовность администрации и педагогов к реализации ТДМ»). Самая ценная часть – практическая работа в творческих группах по конструированию и защите урока открытия нового знания по своему предмету, а также воспитательного мероприятия. Данная работа увеличила количество конспектов уроков, утвержденных методистом ЦСДП
Особое поле инновационной работы – трансляция системно-деятельностной педагогики на организацию внеурочной работы. Деятельностный подход способствует возникновению положительных эмоций, выраженного чувства удовольствия, развивает способности, воспитывает активную жизненную позицию. Положительные результаты в этом направлении дает включение детей в общественно-значимую деятельность через Школу Ученого Зайца (начальная школа) и Совет старшеклассников, издание газет «Пресс-экспресс от Ученого Зайца», «Гимназическая правда». Особо ценно включение детей в значимые проекты. В технологи деятельностного метода учебный процесс строится так, чтобы учащиеся «видели» свое продвижение вперед, свое ежедневное обогащение знаниями, деятельностными умениями. Именно работа в технологии деятельностного метода позволяет добиваться этого более успешно. Положительная динамика внешних мотивов, в свою очередь, привела к повышению спроса на дополнительные образовательные услуги. В итоге увеличилось количество программ дополнительного образования детей. Так, в 2007-08 учебном году работает 7 кружков художественно-эстетического, 7 кружков естественнонаучного, 4 кружка краеведческого направлений, 11 элективных курсов для 8-классников. Организованы индивидуально-групповые формы занятий с привлечением преподавателей вузов по 19 направлениям. Гимназия оказывает дополнительные (платные) образовательные услуги по 17 направлениям. В ходе освоения ДСДМ активизируется научно-методическая работа учителей. Обобщен практический опыт деятельности педагогов по реализации дидактической системы деятельностного метода на семинарах различного уровня, в отдельных изданиях, в творческой лаборатории, в компьютерной базе информационной поддержки образовательного процесса учителей гимназии, в материалах педсоветов, в тезисах конференций, в публикациях различного уровня. Дидактические разработки УМК «Школа 2000…» позволили в полной мере организовать разноуровневое обучение, в том числе обучение детей с признаками одаренности. Мониторинг результатов образовательного процесса, проводимый администрацией и педагогами, говорит о высокой результативности и стабильности результатов обучения.
В ходе освоения ДСДМ активизируется научно-методическая работа учителей. Обобщен практический опыт деятельности педагогов по реализации дидактической системы деятельностного метода на семинарах различного уровня, в отдельных изданиях, в творческой лаборатории, в компьютерной базе информационной поддержки образовательного процесса учителей гимназии, в материалах педсоветов, в тезисах конференций, в публикациях различного уровня. Дидактические разработки УМК «Школа 2000…» позволяют в полной мере организовать разноуровневое обучение, в том числе обучение детей с признаками одаренности, так как содержание предмета, предложенное в учебниках, и технология деятельностного метода реализуют принцип минимакса. С начала реализации Программы развития гимназии наши педагоги дали более 100 открытых уроков и внеклассных мероприятий, мы приняли у себя в гимназии более 1000 руководителей учреждений образования и учителей г. Казани, России, Республики Татарстан на всероссийских научно-практических конференциях «Управление инновационным развитием образовательного процесса», «Условия повышения иноязычного образования», на республиканских семинарах «Системно-деятельностная педагогика в начальной школе», «Реализация технологии деятельностного метода на уроках «открытия» нового знания», «Учитель – творец», «Теоретические основы технологии деятельностного метода», трехдневном республиканском семинаре «Школа как открытая воспитательная система», трехдневном региональном семинаре-практикуме «Реализация дидактической системы деятельностного метода учителями предметниками», «Актуальные проблемы математического образования на современном этапе» и др. За этот период опыт работы коллектива транслировался на трех н/п конференциях и 20 семинарах российского (2), республиканского (8), регионального (1), городского (4), районного (7) уровней, на методических выставках городской н/п конференции в Казани и ЦСДП «Школа 2000…» в Сокольниках. В марте 2006 года гимназия была достойно представлена на XI Всероссийской конференции «Школа 2000…» в АПКиППРО РФ в Москве. По итогам инновационной деятельности коллектив гимназии награжден Благодарственным письмом Ассоциации «Школа 2000…», получил положительный отзыв о работе гимназии. Обобщенный практический опыт деятельности педагогов по реализации ДСДМ представлен на городских и республиканских семинарах, проводимых на базе гимназии и в программах проведенных семинаров, в конспектах уроков и внеклассных мероприятий с реализацией технологии деятельностного метода, в текстах выступлений, представленных на этих семинарах, на сайтах и в тезисах всероссийских фестивалей «Открытый урок», «Портфолио», на СD-диске «Лучшие проекты уроков с использованием информационных технологий» ( ГУО, ГИДЦ, 2007 год) и пр. Итоги научно-методической работы членов коллектива за 2006, 2007 годы: представлены отдельными изданиями и публикациями педагогов (брошюры «Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода», авторский коллектив под руководством А. Х. Хисамовой - Казань, РИЦ «Школа», 2006; методическое пособие Е.Ю. Варешкиной «Обучение детей в сотрудничестве в малых группах» - Казань: РИЦ «Школа», 2007; научно-методическое издание «Вестник гимназии №122» № 6, 2006; методический сборник Московского РОО «Милли мэгариф» - Казань, 2007; на сайте 2-го открытого Интернет-педсовета «Дистанционное образование и ИКТ как современные образовательные технологии»; в тезисах городской научно-практической конференции «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г. Казани» - Казань, ООО «Методико-образовательный центр «ВИТС», 2006; в тезисах российского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», в материалах всероссийской н/практической конференции «Воспитательный потенциал национального образования в условиях российского поликультурного пространства» - МОиН РТ, ТГГПУ, 24-25.10.07; на сайте ЦСДП «Школа 2000…» АПКиППРО РФ и пр. Так создаются условия для реализации Программы развития гимназии, в конечном итоге повышается результативность учебно-воспитательного процесса. Диагностика мышления выпускников начальной школы при переходе в 5 класс показывает, что 73,2% учащихся имеют уровень развития мышления выше среднего и высокий и только 1% - низкий. Это показатель высокой результативности реализации идей системно-деятельностной педагогики в начальной школе, где среднее качество успеваемости за последние годы стабильно, не ниже 80%. Средний показатель качества успеваемости учащихся всей гимназии за два последних года 72,3%, наблюдается положительная динамика уровня воспитанности учащихся. Возрос квалификационный уровень педагогов. В 2007-08 учебном году из 79 педагогов 34 имеют высшую, 17- первую, 16 учителей – вторую квалификационные категории. Гимназия выступает как центр методической работы в регионе по пропаганде и освоению ДСДМ: удовлетворяется потребность многих учителей республики в личностно-ориентированном повышении квалификации через открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления, мастер-классы учителей гимназии на семинарах для учителей и руководителей учреждений образования района, города, республики, России, слушателей курсов ИРО, студентов ТГГПУ, ИСПО РАО. Работа в инновационном режиме укрепляет позицию удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса гимназии, востребованность и конкурентоспособность гимназии. III этап – обобщающий. Создание условий для перехода гимназии в новое качественное состояние (2009-2010 годы). Цель будущего этапа - Анализ достигнутых результатов и подготовка базы к построению модели гимназии, реализующей дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000…».
Результатом успешной деятельности гимназии является качество знаний учащихся гимназии №122 за 2005-2008 учебные годы и результаты ЕГЭ по обязательным предметам
ЕГЭ -2008 - русский язык
ЕГЭ – 2008 - математика