Информация об инновационной работе

гимназии №122 г. Московского района

г. Казани.

Педагогический коллектив гимназии продолжает курс на построение образовательного пространства, организованного на деятельностной основе, на реализацию в работе системно-деятельностной педагогики, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Г.Петерсон и удостоенной премии Президента РФ в области образования за 2002год. С 1998 по 2006 годы наша гимназия была экспериментальной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО МО РФ. По завершении эксперимента - с 8 июня 2006 года гимназия №122 - базовая площадка Управления образования г. Казани по внедрению системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» (приказ № 621 «О создании базовых площадок по внедрению СДП «Школа 2000…» от 8.06.06).

Освоение ДСДМ «Школа 2000…» - приоритетное направление инновационной деятельности гимназии на настоящий момент. Оно гармонично вписывается в образовательное пространство гимназии, не нарушая общего хода ее развития по всем направлениям. Новый этап в освоении системно-деятельностной п едагогики сопровождается работой по трансляции технологии на преподавание других предметов. Особенно важен этот аспект работы для учителей начальных классов: открывается возможность работы по освоению деятельностного метода в масштабе всего коллектива, следовательно, это уже огромный шаг вперед в реализации преемственности между начальным и средним звеньями на технологическом уровне.

В декабре 2005 года администрацией гимназии была разработана Программа развития гимназии на 2006-2010 годы «Развитие творческой активности учащихся на основе реализации дидактической системы деятельностного метода»

Цель программы – реализация в образовательном процессе гимназии ДСДМ как средства развития творческой активности учащихся. Определены 3 этапа реализации программы.

I этап - запуск механизмов адаптации дидактической системы деятельностного метода в гимназии (2006 год) Цель этапа - мотивация педагогического коллектива к инновационной работе по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».

II этап – практический. Развитие образовательной системы гимназии на основе использования дидактической системы деятельностного метода (2007-2008 годы) Цель этапа - адаптация дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».

III этап – обобщающий. Создание условий для перехода гимназии в новое качественное состояние (2009-2010 годы). Цель этапа - Анализ достигнутых результатов и подготовка базы к построению модели гимназии, реализующей дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000…».

Оптимизм, связанный с распространением ДСДМ в образовательном пространстве гимназии, может быть обоснован следующим:

1.Внедрение ДСДМ (программ, учебников, методических разработок) привело к повышению качества знаний по всем предметам начальной школы и уровня предшкольной подготовки детей в Школе развития.

2.Дидактические разработки УМК «Школа 2000…» позволяют в полной мере организовать разноуровневое обучение, в том числе обучение детей с признаками одаренности, так как содержание предмета, предложенное в учебниках, и технология деятельностного метода реализуют принцип минимакса. Деятельностный метод формирует все необходимые компоненты развития: креативность (творческие способности); критическое, дивергентное и продуктивное мышление; исследовательские навыки; социальный интеллект и пр.

3.Вышеуказанная система позволяет использовать инновационные методы, развивающие творческую активность учащихся, уже вошедшие в практику работы учителей гимназии.

4.Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предполагает использование электронных средств обучения, так как разработана с возможностью ее использования в информационных технологиях. Работа по инновационной программе и реализация ДСДМ предполагают ведение полноценного мониторинга результатов обучения. Это стимулирует учителей на овладение навыками работы на персональном компьютере. Практически все учителя нашей гимназии владеют навыками работы на ПК, имеют возможность проводить уроки в прекрасном кабинете информационных технологий. Во многих учебных кабинетах есть компьютер, создается банк информационной поддержки урочной и внеурочной деятельности учителя.

5.Дидактическая система деятельностного метода позволяет осуществлять полноценный мониторинг результатов обучения с использованием компьютерной программы-эксперта (правда, пока только в начальной школе), разрешает целый комплекс противоречий, связанных с существующей системой оценивания учебной деятельности школьников.

6.По заключению государственной СЭС РФ (2002 год) программа «Школа 2000…» признана здоровьесберегающей. Исходя из перечисленного, использование больших возможностей, заложенных в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» – важный этап дальнейшей инновационной работы коллектива гимназии по реализации новой деятельностной парадигмы.

Дидактическая система отвечает необходимым требованиям нынешнего этапа развития гимназии. Она позволяет сохранить опыт работы педагогического коллектива гимназии по развитию творческих способностей учащихся, внедрять в практику достижения психолого-педагогических теорий развивающего обучения и осуществлять плавный переход на новый этап инновационной деятельности. Таким образом, адаптация дидактической системы деятельностного метода к условиям гимназии предопределена объективными факторами, отвечает целям и задачам Программы развития гимназии на 2006-2010 годы. Важную роль в реализации системно-деятельностной педагогики имеет включение в результативную деятельность педагогов с целью раскрытия их потенциальных возможностей. Работа по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» изменяет учителей, они живут с ощущением движения к успеху. Одни изучают теоретические основы курса математики Л.Г. Петерсон. Другие постигают секреты конструирования урока по дидактической системе деятельностного метода. Третьи в полной мере реализуют технологию на уроках математики, учатся транслировать ее на преподавание других предметов и организацию внеклассной деятельности, делятся опытом с коллегами через активное участие в конференциях и семинарах, которые проходят на базе гимназии.

Реализация I этапа Программы развития гимназии

2006 год

В 2006 году педагоги гимназии дали 52 открытых урока по дидактической системе деятельностного метода, мы приняли у себя в гимназии более 700 руководителей и учителей г. Казани и Республики Татарстан на научно-практической конференции «Управление инновационным развитием образовательного процесса», на семинарах «Системно-деятельностная педагогика в начальной школе», «Теоретические основы технологии деятельностного метода», «Реализация технологии деятельностного метода на уроках «открытия» нового знания», «Учитель – творец» и др.

В январе 2006 года 11 педагогов и психолог гимназии окончили углубленные курсы в Центре системно-деятельностной педагогики АПКиППРО РФ (г. Москва) «Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» на уроках разной целевой направленности». В июне 2006 года один педагог прошел курсовую подготовку в Москве по проблеме «Теоретические основы и методические особенности курса математики по программе «Школа 2000…». В ноябре 2006 года прошли курсовую подготовку в Москве 3 учителя математики по данной проблеме и 3 заместителя директора по проблеме «Управление инновационным процессом в образовательном учреждении при реализации деятельностного метода «Школа 2000..». Таким образом, учителя и руководители имеют возможность общаться с сотрудниками ЦСДП «Школа 2000…», постигать основы деятельностной педагогики, учиться конструировать уроки в соответствии с разработанными Центром требованиями, управлять инновационным процессом, что создает условия для реализации Программы развития гимназии.

В январе 2006 года 2 учителя химии, 1 учитель татарского языка аттестованы на высшую квалификационную категорию, 2 учителя русского и 1 учитель татарского языка - на 1 квалификационную категорию; по 1 учителю начальных классов, татарского языка, изобразительного искусства и информатики аттестованы на 2 квалификационную категорию.

ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

Семинар «Системно-деятельностная педагогика в начальной школе» для учителей начальных классов РТ, слушателей курсов ИРО РТ

Важно, что в ходе освоения ДСДМ каждый педагог осознает положительную динамику в своей профессиональной деятельности, понимает собственную востребованность. По данным самодиагностики, проведенной в гимназии, 88% учителей считает самыми важными для них в педагогической работе чувство собственной необходимости. Поэтому включение педагогов в результативное поле деятельности, позволяющее ощутить свою значимость, востребованность – важный аспект работы администрации в реализации системно-деятельностной педагогики.

Особое поле нашей работы – трансляция системно-деятельностной педагогики на организацию внеурочной работы. Мы стараемся, чтобы задатки, которые есть у каждого ребенка, развивались в способности, руководствуясь положением психологов о том, что только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции и выраженное чувство удовольствия, развивает способности, воспитывает активную жизненную позицию. Положительные результаты в этом направлении дает включение детей в общественно-значимую деятельность через Школу Ученого Зайца (начальная школа) b Совет старшеклассников, издание газет «Пресс-экспресс от Ученого Зайца», «Гимназическая правда».

В деятельностной педагогике большое значение придается рефлексии работы ребенка, оценке его творчества. В нашей гимназии это и публикации детских работ в творческих сборниках, республиканской Детской газете, традиционное награждение учащихся на тематических и итоговых линейках, празднике Триумф, присуждение премий имени Лобачевского, имени Тукая из средств Попечительского совета, даже отслеживание развития творческих способностей на страницах сайта в Интернете (как это делается в классе учителя Самигуллиной Г.Ю.). Особое значение мы придаем газете «Пресс-экспресс от Ученого Зайца», «Гимназическая правда». На страницах газет – планы и итоги работы, освещение успехов учащихся, задания, включающие детей в значимую деятельность, создающие условия для непрерывного самоопределения и саморазвития учащихся, фоторепортажи о победителях конкурсов, рассказы о добрых делах учащихся, информация о самореализации и профессиональной карьере выпускников гимназии

В марте 2006 года гимназия была достойно представлена на XI Всероссийской конференции «Школа 2000…» в АПКиППРО РФ в Москве. По итогам инновационной деятельности коллектив гимназии награжден Благодарственным письмом Ассоциации «Школа 2000…», получил положительный отзыв о работе гимназии. Финансовое обеспечение программы развития на 2006 год (1миллион рублей - грант ПНПО) - полностью реализовано.

Педагогический коллектив гимназии продолжает курс на построение образовательного пространства, организованного на деятельностной основе, на реализацию в работе системно-деятельностной педагогики, разработанной авторским коллективом под руководством Л.Г.Петерсон и удостоенной премии Президента РФ в области образования за 2002год. С 1998 по 2006 годы наша гимназия была экспериментальной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО МО РФ. По завершении эксперимента - с 8 июня 2006 года гимназия №122 - базовая площадка Управления образования г. Казани по внедрению системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» (приказ № 621 «О создании базовых площадок по внедрению СДП «Школа 2000…» от 8.06.06). Освоение ДСДМ «Школа 2000…» - приоритетное направление инновационной деятельности гимназии на настоящий момент. Оно гармонично вписывается в образовательное пространство гимназии, не нарушая общего хода ее развития по всем направлениям. Новый этап в освоении системно-деятельностной педагогики сопровождается работой по трансляции технологии на преподавание других предметов. Особенно важен этот аспект работы для учителей начальных классов: открывается возможность работы по освоению деятельностного метода в масштабе всего коллектива, следовательно, это уже огромный шаг вперед в реализации преемственности между начальным и средним звеньями на технологическом уровне. В декабре 2005 года администрацией гимназии была разработана Программа развития гимназии на 2006-2010 годы «Развитие творческой активности учащихся на основе реализации дидактической системы деятельностного метода» Цель программы – реализация в образовательном процессе гимназии ДСДМ как средства развития творческой активности учащихся.

Определены 3 этапа реализации программы. I этап - запуск механизмов адаптации дидактической системы деятельностного метода в гимназии (2006 год) Цель этапа - мотивация педагогического коллектива к инновационной работе по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». II этап – практический. Развитие образовательной системы гимназии на основе использования дидактической системы деятельностного метода (2007-2008 годы) Цель этапа - адаптация дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…». III этап – обобщающий. Создание условий для перехода гимназии в новое качественное состояние (2009-2010 годы). Цель этапа - Анализ достигнутых результатов и подготовка базы к построению модели гимназии, реализующей дидактическую систему деятельностного метода «Школа 2000…». Оптимизм, связанный с распространением ДСДМ в образовательном пространстве гимназии, может быть обоснован следующим:

1.Внедрение ДСДМ (программ, учебников, методических разработок) привело к повышению качества знаний по всем предметам начальной школы и уровня предшкольной подготовки детей в Школе развития.

2.Дидактические разработки УМК «Школа 2000…» позволяют в полной мере организовать разноуровневое обучение, в том числе обучение детей с признаками одаренности, так как содержание предмета, предложенное в учебниках, и технология деятельностного метода реализуют принцип минимакса. Деятельностный метод формирует все необходимые компоненты развития: креативность (творческие способности); критическое, дивергентное и продуктивное мышление; исследовательские навыки; социальный интеллект и пр.

3.Вышеуказанная система позволяет использовать инновационные методы, развивающие творческую активность учащихся, уже вошедшие в практику работы учителей гимназии.

4.Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предполагает использование электронных средств обучения, так как разработана с возможностью ее использования в информационных технологиях. Работа по инновационной программе и реализация ДСДМ предполагают ведение полноценного мониторинга результатов обучения. Это стимулирует учителей на овладение навыками работы на персональном компьютере. Практически все учителя нашей гимназии владеют навыками работы на ПК, имеют возможность проводить уроки в прекрасном кабинете информационных технологий. Во многих учебных кабинетах есть компьютер, создается банк информационной поддержки урочной и внеурочной деятельности учителя.

5.Дидактическая система деятельностного метода позволяет осуществлять полноценный мониторинг результатов обучения с использованием компьютерной программы-эксперта (правда, пока только в начальной школе), разрешает целый комплекс противоречий, связанных с существующей системой оценивания учебной деятельности школьников.

6.По заключению государственной СЭС РФ (2002 год) программа «Школа 2000…» признана здоровьесберегающей.

Исходя из перечисленного, использование больших возможностей, заложенных в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» – важный этап дальнейшей инновационной работы коллектива гимназии по реализации новой деятельностной парадигмы.

Дидактическая система отвечает необходимым требованиям нынешнего этапа развития гимназии. Она позволяет сохранить опыт работы педагогического коллектива гимназии по развитию творческих способностей учащихся, внедрять в практику достижения психолого-педагогических теорий развивающего обучения и осуществлять плавный переход на новый этап инновационной деятельности.

Таким образом, адаптация дидактической системы деятельностного метода к условиям гимназии предопределена объективными факторами, отвечает целям и задачам Программы развития гимназии на 2006-2010 годы.

Важную роль в реализации системно-деятельностной педагогики имеет включение в результативную деятельность педагогов с целью раскрытия их потенциальных возможностей. Работа по освоению дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» изменяет учителей, они живут с ощущением движения к успеху. Одни изучают теоретические основы курса математики Л.Г. Петерсон. Другие постигают секреты конструирования урока по дидактической системе деятельностного метода. Третьи в полной мере реализуют технологию на уроках математики, учатся транслировать ее на преподавание других предметов и организацию внеклассной деятельности, делятся опытом с коллегами через активное участие в конференциях и семинарах, которые проходят на базе гимназии.

Реализация I этапа Программы развития гимназии

2006 год

В 2006 году педагоги гимназии дали 52 открытых урока по дидактической системе деятельностного метода, мы приняли у себя в гимназии более 700 руководителей и учителей г. Казани и Республики Татарстан на научно-практической конференции «Управление инновационным развитием образовательного процесса», на семинарах «Системно-деятельностная педагогика в начальной школе», «Теоретические основы технологии деятельностного метода», «Реализация технологии деятельностного метода на уроках «открытия» нового знания», «Учитель – творец» и др.

  • По итогам научно-методической работы членов коллектива в апреле-сентябре 2006 года изданы три брошюры (авторский коллектив под руководством А. Х. Хисамовой):
  • Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» 1 класс.
  • Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» 2 класс.
  • Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» 3-4 класс.
  • В связи с инновационной работой по реализации Программы развития гимназии обращалось особое внимание на подготовку педагогов к аттестации. Сложно, дорого, но добивались того, чтобы учителя имели углубленную курсовую подготовку для реализации ДСДМ, владели персональным компьютером, вели полноценный мониторинг с использованием электронных приложений к учебникам.

    В январе 2006 года 11 педагогов и психолог гимназии окончили углубленные курсы в Центре системно-деятельностной педагогики АПКиППРО РФ (г. Москва) «Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» на уроках разной целевой направленности». В июне 2006 года один педагог прошел курсовую подготовку в Москве по проблеме «Теоретические основы и методические особенности курса математики по программе «Школа 2000…». В ноябре 2006 года прошли курсовую подготовку в Москве 3 учителя математики по данной проблеме и 3 заместителя директора по проблеме «Управление инновационным процессом в образовательном учреждении при реализации деятельностного метода «Школа 2000..». Таким образом, учителя и руководители имеют возможность общаться с сотрудниками ЦСДП «Школа 2000…», постигать основы деятельностной педагогики, учиться конструировать уроки в соответствии с разработанными Центром требованиями, управлять инновационным процессом, что создает условия для реализации Программы развития гимназии.

    В январе 2006 года 2 учителя химии, 1 учитель татарского языка аттестованы на высшую квалификационную категорию, 2 учителя русского и 1 учитель татарского языка - на 1 квалификационную категорию; по 1 учителю начальных классов, татарского языка, изобразительного искусства и информатики аттестованы на 2 квалификационную категорию. · Педагоги гимназии приняли активное участие в подготовке и проведении городской конференции «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г. Казани. Итоги и перспективы», с участием директора ЦСДП АПКиППРО РФ, д. п. н., профессора Л.Г.Петерсон, сотрудников ЦСДП «Школа 2000…», руководителей образования города и республики. На пленарном заседании конференции было представлено выступление заместителя директора А.Х.Хисамовой, на секции – выступления учителей Большекьянц С.В., Варешкиной Е.Ю., оформлена большая выставка «Соединенными усилиями» из опыта работы гимназии №122 по освоению ДСДМ. В сборнике материалов конференции опубликовано 8 тезисов учителей гимназии.

    ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

    2006 год

    • 20 января 2006 г.- Семинар «Системно-деятельностная педагогика в начальной школе» для учителей начальных классов РТ, слушателей курсов ИРО РТ
    • 23-25 января 2006 г. - Научно-практический семинар для учителей начальных классов РТ «Технология деятельностного метода, как средство реализации современных целей образований» с участием В.А.Петерсон, исполнительного директора ЦСДП АПК и ППРО МО и Н РФ и С.Е.Мазуриной, методиста ЦСДП АПК и ППРО МОиН РФ
    • Март 2006 - Представление материалов на выставку ЦСДП «Школа 2000…»в Сокольниках (буклеты, творческие работы учащихся Гурьяновой О. В., Программа развития гимназии на 2005-2010 годы)
    • Март 2006 - Выступление зам. директора по УР А.Х.Хисамовой «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве гимназии» на XI Всероссийской конференции «Школа 2000…»
    • Март 2006 - Издание брошюры «Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». 1 класс»
    • Апрель 2006 - Издание брошюры «Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». 3-4 класс»
    • 31мая 2006 - Научно-практическая конференция «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г. Казани. Итоги и перспективы»
    • 31мая 2006 - Выступление А. Х. Хисамовой «СДП «Школа2000…» как средство создания условий для самореализации учителя и ученика» на городской научно-практической конференции «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г. Казани. Итоги и перспективы»
    • 31мая 2006 - Выставка «Соединенными усилиями» на научно-практической конференции «Системно-деятельностная педагогика в образовательном пространстве г. Казани. Итоги и перспективы»
    • 28 сентября 2006- Семинар «Учитель- творец» для учителей города Казани, работающих по программе Л.Г. Петерсон «Школа 2000…»
    • Сентябрь – октябрь 2006- Создание творческих пар по освоению и реализации дидактической системы деятельностного метода
    • Октябрь 2006- Издание брошюры «Конспекты уроков по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». 2 класс»
    • Октябрь 2006- Всероссийский семинар учителей географии «Значение еженедельника «География в становлении профессиональной компетенции и развитии креативности учителя»
    • 12 декабря 2006- Семинар «Освоение технологии деятельностного метода «Школа 2000…» как один из организационных и методических аспектов конкурсного движения педагогов начальной школы» для учителей начальных классов, слушателей курсов ИРО РТ

      Важно, что в ходе освоения ДСДМ каждый педагог осознает положительную динамику в своей профессиональной деятельности, понимает собственную востребованность. По данным самодиагностики, проведенной в гимназии, 88% учителей считает самыми важными для них в педагогической работе чувство собственной необходимости. Поэтому включение педагогов в результативное поле деятельности, позволяющее ощутить свою значимость, востребованность – важный аспект работы администрации в реализации системно-деятельностной педагогики.

      Особое поле нашей работы – трансляция системно-деятельностной педагогики на организацию внеурочной работы. Мы стараемся, чтобы задатки, которые есть у каждого ребенка, развивались в способности, руководствуясь положением психологов о том, что только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции и выраженное чувство удовольствия, развивает способности, воспитывает активную жизненную позицию. Положительные результаты в этом направлении дает включение детей в общественно-значимую деятельность через Школу Ученого Зайца (начальная школа) и Совет старшеклассников, издание газет «Пресс-экспресс от Ученого Зайца», «Гимназическая правда».

      В деятельностной педагогике большое значение придается рефлексии работы ребенка, оценке его творчества. В нашей гимназии это и публикации детских работ в творческих сборниках, республиканской Детской газете, традиционное награждение учащихся на тематических и итоговых линейках, празднике Триумф, присуждение премий имени Лобачевского, имени Тукая из средств Попечительского совета, даже отслеживание развития творческих способностей на страницах сайта в Интернете (как это делается в классе учителя Самигуллиной Г.Ю.). Особое значение мы придаем газете «Пресс-экспресс от Ученого Зайца», «Гимназическая правда». На страницах газет – планы и итоги работы, освещение успехов учащихся, задания, включающие детей в значимую деятельность, создающие условия для непрерывного самоопределения и саморазвития учащихся, фоторепортажи о победителях конкурсов, рассказы о добрых делах учащихся, информация о самореализации и профессиональной карьере выпускников гимназии.

      В марте 2006 года гимназия была достойно представлена на XI Всероссийской конференции «Школа 2000…» в АПКиППРО РФ в Москве. По итогам инновационной деятельности коллектив гимназии награжден Благодарственным письмом Ассоциации «Школа 2000…», получил положительный отзыв о работе гимназии.

      Финансовое обеспечение программы развития на 2006 год (1миллион рублей - грант ПНПО) - полностью реализовано.

      Как оправдались ожидаемые результаты 1 этапа работы?

    • .-Администрация и 30 % педагогов гимназии (прогнозировали 50%) готовы к реализации дидактической системы деятельностного метода.
    • -В ходе освоения ДСДМ (как отмечалось выше) активизируется научно-методическая работа учителей, растет их профессиональная компетентность.
    • -Повысилась удовлетворенность родителей результатами образовательного процесса в начальном и среднем звене.
    • -Всеми педагогами начальной школы проводится полноценный мониторинг результатов обучения с использованием электронных приложений к учебнику математики Л.Г.Петерсон.
    • -Значительно повысился уровень готовности дошкольников к обучению в гимназии.
    • -ДСДМ апробировали на преподавание ряда предметов начального, среднего, старшего звена и на организацию внеурочной деятельности: в начальной школе – на преподавание русского и татарского языков, литературного чтения, информатики, риторики, окружающего мира, работу отделений Школы Ученого Зайца, в среднем звене – на преподавание русского, татарского, английского языков, биологии, физики, в старшем звене – татарского, английского языков.
    • -Введены и прижились новые критерии оценки результативности работы учителей гимназии (рейтинговая оценка результативности работы учителей, разработанная администрацией).
    • -Постепенно реализуются резервы снижения нагрузки на учащихся, заложенные в содержании, технологии, УМК «Школа 2000…», особенно за счет осознания смысла и реализации в работе учителей начальной школы и математиков среднего звена, принципа минимакса.
    • -Укрепляется деятельностная основа преподавания предметов естественно-математического цикла за счет освоения современной системы учебного эксперимента – лаборатории L-микро. Повысился интерес учащихся к физике, физика стала не только теоретической, но и экспериментальной: наглядно и красочно демонстрируются явления окружающего нас мира. Результат стал заметен уже через год использования системы учебного эксперимента, повысилось качество знаний учащихся: 80.5% за 1 полугодие 2007-08 учебного года; Газизуллина Римма – 1 место в районной олимпиаде по физике среди 9-х классов, 1 и 2 места в районной олимпиаде по астрономии – Китаева М (10кл), Салтеев А. (10кл). Общее командное 1 место по астрономии и 3 место по физике.

    Каковы минусы в работе по реализации 1 этапа Программы развития гимназии?

    1.Готовность администрации и педагогов к реализации дидактической системы деятельностного метода 30%, вместо ожидаемой готовности в 50%.

    2.Не было обновления материалов по реализации Программы развития на web-сайте гимназии.

    3.Не было подготовки учителей, прошедших углубленные курсы в Москве, в заочной «Школе методистов» к трансляции ТДМ на преподавание других предметов.

    4.Не эффективна была работа научно-методического центра по освоению дидактической системы деятельностного метода.

    Реализация II этапа Программы развития гимназии

    II этап –практический (2007-2008годы)

    (Информация на конец декабря 2007 года)

    Как оправдались ожидаемые результаты первого года двухлетнего этапа работы?

    1.Шла трансляция ДСДМ на преподавание ряда предметов начального, среднего, старшего звена и на организацию внеурочной деятельности: -в начальной школе – на преподавание русского и татарского языков, литературного чтения, информатики, риторики, окружающего мира, работу отделений Школы Ученого Зайца, в среднем звене – на преподавание русского, татарского, английского языков, биологии, физики, в старшем звене – татарского, английского языков. - Обеспечена преемственность на учебно-методическом, содержательном и технологическом уровнях между образовательными звеньями гимназии Школа развития – начальное – среднее звено по математике на основе использования преемственных программ, УМК и ТДМ «Школа 2000…».

    2.Повысилась удовлетворенность родителей среднего звена результатами образовательного процесса гимназии. По результатам выборочного анкетирования родителей учащихся, проведенного в рамках исследования рейтинга учителей школьными психологами Кожевниковой Н.В., Черниковой Н.В. и Аникеенок О.А. в ноябре 2007 года, преподаватели гимназии получили «высокую положительную оценку»: родители довольны сложившимися отношениями «учитель-ученик», «учитель-родитель», охотно посещают родительские собрания, довольны результатами образовательного процесса.

    3.Всеми учителями начальной школы (в том числе и вновь пришедшими учителями) велся полноценный мониторинг результатов обучения с использованием компьютерной программы-эксперта.

    4.Повысился уровень готовности дошкольников к обучению в гимназии. Доказательством эффективности предшкольной подготовки являются результаты психологической оценки дезадаптации в 1-х классах в начале 2-й четверти 2007-08 учебного года. Только 3 из 108 первоклассников показали средний или высокий уровень выраженности симптомов дезадаптации по двум-четырем из 12 критериев. Это говорит об очень высоком уровне адаптации наших первоклассников.

    Результаты протекания адаптационного периода в 1-х классах (%). Ноябрь 2007г.

    5. Обобщен практический опыт деятельности педагогов по реализации дидактической системы деятельностного метода в отдельных изданиях, в творческой лаборатории, в компьютерной базе информационной поддержки образовательного процесса учителей гимназии, в материалах педсоветов, в тезисах конференций и пр.:

    -Е.Ю.Варешкина. Обучение детей в сотрудничестве в малых группах. – Казань: РИЦ «Школа», 2007.

    - В материалах всероссийской н/практической конференции «Воспитательный потенциал национального образования в условиях российского поликультурного пространства» 24-25.10.07, МОиН РТ, ТГГПУ;

    - На городских и республиканских семинарах, проводимых на базе гимназии и в программах проведенных семинаров, в конспектах уроков и внеклассных мероприятий с реализацией технологии деятельностного метода, в текстах выступлений, представленных на этих семинарах.

    -На сайте и в тезисах всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;

    - На сайте и в тезисах всероссийского фестиваля «Портфолио»;

    -На сайте 2-го открытого Интернет-педсовета «Дистанционное образование и ИКТ как современные образовательные технологии» (Самигуллина Г.Ю., Урустемханова А.С)

    -На СD-диске «Лучшие проекты уроков с использованием информационных технологий» - ГУО, ГИДЦ, 2007 год (Самигуллина Г.Ю.)

    - В методическом сборнике Московского РОО «Милли мэгариф»- – Казань, 2007год (Карпухина Н.И., Шаяхметова);

    -На сайте ЦСДП «Школа 2000…» АПКиППРО РФ (Самигуллина Г.Ю., Варешкина Е.Ю.)

    6. Отмечается рост профессионального мастерства учителей: к декабрю 2007 года 4 учителя математики, 1 учитель начальных классов, 1 учитель тат яз рекомендованы районной аттестационной комиссией на присвоение высшей квалификационной категории, а 3 учителя татарского языка и 1 учитель начальных классов аттестованы на 2 квалификационную категорию; в 2007г повышали квалификацию по данной проблеме в Центре системно-деятельностной педагогики АПКиППРО РФ в Москве 6 учителей начальных классов и 1 учитель математики (в 2006-07г.г. там же обучились 13 учителей начальных классов, 4 учителя математики и 3 замдиректора).

    7. Стабильно высокое качество успеваемости учащихся по математике на декабрь 2007 года в начальной школе – 89.5%, в среднем звене -79.7%

    8.Удовлетворение потребности многих учителей региона в личностно-ориентированном повышении квалификации через открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления учителей гимназии, семинары разного уровня:

    24-25 января 2007г. «Дидактическая система деятельностного метода как средство развития творческой активности учащихся» - республиканский семинар для учителей начальных классов, слушателей курсов ИРО РТ;

    14.11.07г «Использование технологии деятельностного метода в работе с одаренными учащимися» - «Теоретический семинар для преподавателей и студентов ИСПО РАО;

    16.11.07 «Развитие творческой активности учащихся на уроках географии» - районный семинар учителей географии;

    19.10.2007г. «Формирование читательской грамотности у младших школьников как условие повышения качества начального обучения» - республиканский семинар для слушателей курсов ИРО РТ;

    5.12.07г. «Методические и организационные аспекты конкурсного движения педагогов начального образования» - республиканский семинар для слушателей курсов ИРО РТ;

    6.12.07г. «Условия повышения качества иноязычногообразвания» - всероссийская н/практическая конференция»;

    13.12.07г. «Актуальные проблемы математического образования на современном этапе» - республиканский семинар для учителей математики, слушателей курсов ИРО РТ;

    24.12.07г. «Реализация дидактической системы деятельностного метода на уроках в начальной школе» -городской семинар для преподавателей и студентов ТГГПУ;

    12-14.09.07г. «Школа как открытая воспитательная система» - трехдневный республиканский семинар зам директоров по воспитательной работе, слушателей курсов ИРО РТ;

    9. Владение всеми учителями навыками работы на персональном компьютере, использование в работе компьютерных технологий (создание авторских презентаций, использование в работе мультимедийного оборудования - в гимназии 13 медиапроекторов, 5 интерактивных досок, 2 компьютерных класса и 1 кабинет информационных технологий для проведения уроков по любому предмету в 1-11 классах).

    10. Ведется работа по созданию авторской программы «Организация работы Школы Ученого Зайца как важное условие воспитания творческой активности, реализации учащимися собственной гражданской позиции»

    11.Повышение мотивации к учебной деятельности привело к повышению спроса на дополнительные образовательные услуги. В итоге увеличилось количество программ дополнительного образования детей. Так, в 1 полугодии 2007-08 учебного года работало кружков художественно-эстетического, 5 кружков естественно-научного, 4 кружка краеведческого направлений, 11 элективных курсов для 8-классников. Организованы индивидуально-групповые формы занятий с привлечением преподавателей вузов по пяти проблемам. Гимназия оказывает дополнительные (платные) образовательные услуги по 16 направлениям.

    Какие минусы первого года работы по реализации двухлетнего

    II этапа Программы развития гимназии?

    1.Не разработана система измерителей мотивации учебной деятельности, творческой активности, деятельностных способностей учащихся, поэтому не использовались средств контроля, дающие объективную и достоверную информацию о динамике изменения деятельностных способностей учащихся (эта работа начата психологами в январе 2008 года).

    2.Доступность информации о динамике развития и успехах в учебной деятельности обеспечена только по математике в начальном звене (Не завершена работа по созданию локальной сети, не в полном объеме работает Net-школа).

    3.Не высока результативность работы научно-методического центра и творческих пар по освоению ДСДМ

    4.Не заключен договор с ЦСДП «Школа 2000…» об ЭР по созданию модели гимназии, реализующей ДСДМ Эта работа будет корректироваться в течение 2008 года – второго года двухлетнего II этапа Программы развития гимназии. Заместитель директора гимназии №122 по УР А.Х.Хисамова